Маз 200: Грузовики МАЗ в Советской армии

Содержание

Грузовики МАЗ в Советской армии

Строить на практически пустом месте крупный автозавод и выпускать на нём никому не ведомые тяжелые автомобили с дизельными двигателями оказалось не так уж просто, поэтому в помощь МАЗу правительство СССР выделило Ярославский автозавод (ЯАЗ), который поначалу должен был передать комплекты своих машин для сборки в Минске. Так родилось первое в Белоруссии грузовое семейство «200» капотной компоновки.

Семейство МАЗ-200/205 (1947/1951-1967 гг.)

Первыми автомобилями, изготовленными в Минске к 7 ноября 1947 года, были короткобазные самосвалы МАЗ-205, которые помимо народного хозяйства поступали в инженерно-строительные батальоны Советской армии, где применялись при строительстве дорог, военных объектов и сооружений.

В феврале 1951-го началась сборка 110-сильных семитонных грузовиков МАЗ-200, внешне отличавшихся от ярославского прообраза ЯАЗ-200 лишь вертикальной решёткой радиатора и новой объёмной эмблемой в виде хромированного зубра на боковинах моторного отсека.

Серийный дизельный грузовик МАЗ-200 – младший брат автомобиля ЯАЗ-200. 1951 год

Эти машины применялись в основном в народном хозяйстве, а в Советской армии их использовали для доставки воинских грузов или до 20 человек личного состава, а также для буксировки орудий массой до 9,5 тонн.

Грузовики МАЗ-200 с прицепными зенитными пушками на военном параде в Киеве. 1958 год

В середине 50-х небольшой партией был выпущен средний артиллерийский тягач МАЗ-200Г с деревянной грузовой платформой с металлической оковкой и откидными скамьями для расчёта буксируемого орудия, задним откидным бортом, решётчатыми надставками и тентом. Дополнительно к нему прилагался штатный двухосный прицеп.

Специальный пятитонный 110-сильный армейский грузовик-тягач МАЗ-200Г. 1954 годИспытания автомобиля МАЗ-200Г в сцепе с шеститонным прицепом МАЗ-5207В (архив 21 НИИЦ)

Увеличенное передаточное отношение главной передачи обеспечивало машинам высокое тяговое усилие, но скорость при этом сократилась до 52 км/ч.

Большое значение в те времена придавалось испытаниям и применению автопоездов с полуприцепами, которые при отсутствии в стране мощных двигателей могли доставлять увеличенные объёмы грузов. 

Военизированный вариант серийного седельного тягача МАЗ-200В (фото С.Андреева). 1952 год

К таким системам относился военизированный седельный тягач МАЗ-200В с 135-сильным дизелем и двумя запасными колёсами за кабиной. Он обеспечивал достаточно высокую нагрузку на седло (7,2 тонны) и работал со штатными полуприцепами с деревянными кузовами и четырьмя продольными скамьями на 52 человека.

Седельный тягач МАЗ-200В с 12-тонным военным полуприцепом МАЗ-5215Б. 1958 год (архив 21 НИИЦ)

Военное оборудование на шасси МАЗ-200​

В середине 50-х на вооружение была принята простая топливная автоцистерна АЦ-8-200 с опорожнением топлива самотёком или при помощи ручных насосов. Она являлась упрощённым исполнением войскового и аэродромного топливозаправщика ТЗ-200 с центробежным насосом и боковыми цилиндрическими пеналами для рукавов, разработанного ещё для шасси ЯАЗ-200, но получившего новую кабину.

Многоцелевой топливозаправщик ТЗ-200 на шасси МАЗ-200 с задним постом управления. 1952 год (фото С.Андреева)

С 1951 года на шасси 200-й серии устанавливали многоцелевые механические пятитонные автомобильные краны К-51 и войсковые К-52М с дизель-электрическим приводом рабочих органов. Для перегрузки ракет с транспортных машин на пусковые установки гусеничного комплекса «Луна» служили шеститонные автокраны К-61 и К-64.

Войсковой автокран К-52М со штатным 380-вольтным генератором и длиной стрелы в 7,5 метровМеханический автокран К-61 с семиметровой стрелой при перегрузе ракеты комплекса «Луна» на боевую машину

Среди прочей автотехники на базе МАЗ-200 оказалась оригинальная аэродромная тепловая машина АТМ-200 с реактивным двигателем для осушения взлетно-посадочных и рулёжных дорожек. В 60-е на специальном шасси МАЗ-200Ш была создана азотодобывающая станция АДС-50 со специальным кузовом автоагрегатного завода «Ударник», в двух отсеках которого помещалось технологическое и насосно-компрессорное оборудование для охлаждения атмосферного воздуха и получения сжиженного азота.

В экспозиции рязанского Музея ВДВ восстановленная машина АДС-50 для приготовления азотной кислоты

Семейство МАЗ-501/502 (1955-1966 гг.)​

В 1955 году появился первый полноприводный гражданский автомобиль-лесовоз МАЗ-501 с коником и задними двухскатными колёсами, работавший в сцепе с прицепом-роспуском и способный вывозить из леса 30-метровые хлысты древесины. Им заинтересовалось Министерство обороны и на следующий год организовало испытания конструктивно идентичного седельного тягача МАЗ-501В в сцепе с военным полуприцепом.

На испытаниях автопоезд в составе тягача МАЗ-501В и войскового полуприцепа МАЗ-5245Б. 1956 год (архив 21 НИИЦ)​

В 1957-м начался мелкосерийный выпуск четырёхтонных грузовых вездеходов МАЗ-502 с низкобортными металлическими кузовами с откидными скамейками для перевозки 16-18 солдат и варианта 502А с лебёдкой. Эту гамму дополнил седельный тягач 502В.​

Полноприводный грузовик-тягач МАЗ-502 со всеми односкатными колёсами и шинами размером 15,00-20. 1957 годАрмейский автомобиль МАЗ-502А с колёсной базой 4,5 метра и передней шеститонной лебёдкой

Машины были оборудованы двухтактным дизелем мощностью 130 л.с., пневматическим усилителем рулевого механизма и главной революционной находкой своего времени – двухступенчатой раздаточной коробкой с несимметричным межосевым блокируемым дифференциалом, передававшим на задний мост 2/3 общего крутящего момента.

Все автомобили 502-й серии поступали в советские ракетные и противовоздушные части и в небольших количествах отправлялись на вооружение армий дружественных стран. В целом применение бортовых и седельных вездеходов сводилось к использованию мобильных транспортно-заряжающих и перегрузочных систем для доставки и перестановки ракет или их частей на заряжающие устройства, входившие в состав различных ракетных комплексов.

Седельный тягач МАЗ-502В с установкой ПР-41А зенитно-ракетного комплекса «Даль». 1961 годТягач МАЗ-502В с транспортной полуприцепной машиной зенитно-ракетного комплекса «Ангара». 1962 год

Семейство МАЗ-500 (1963-1977 гг.)​

В период мирного развития Страны Советов с «углублением застойных течений в экономике» объём выпуска новой военной автотехники существенно сократился. В сфере же белорусских армейских грузовиков второго поколения его называли фургоно-цистерным направлением.

Развитием капотной модели МАЗ-502 стал опытный армейский пятитонный грузовик-тягач МАЗ-505 с кабиной над двигателем, способный буксировать прицепной состав или артиллерийские орудия полной массой до 12 тонн. Он был унифицирован с новым лесовозом МАЗ-509В и сохранил легендарный несимметричный дифференциал, но так и не вышел из стадии испытаний.

Опытный бескапотный пятитонный военный грузовик-тягач МАЗ-505. 1962 годХодовые испытания автомобиля МАЗ-505 с двухосным 8,5-тонным прицепом МАЗ-886

С марта 1963-го единой базой гражданских и военных машин стал бескапотный заднеприводный грузовик МАЗ-500 с дизельным двигателем V6 в 180 л.с. В 70-м модернизированная модель получила новую облицовку радиатора и индекс 500А. Попытка запустить в производство транспортный грузовик-тягач МАЗ-500Г, приспособленный для перевозки личного состава и буксировки прицепов, так и не вышла из опытной стадии.

Опытный военизированный длиннобазный грузовик МАЗ-500Г с прицепом и цельнометаллическими кузовами

Для монтажа военных надстроек на грузовиках МАЗ-500/500А выпускались специальные шасси 500Ш и 500АШ, на которых соответственно базировались герметизированные кузова-фургоны К-500 и К-500А из армированного пенопласта с системами жизнеобеспечения и световыми проёмами в боковинах и покатых скосах крыши.

Автомобиль-шасси МАЗ-500Ш с обитаемым армейским кузовом К-500. 1969 год

В середине 70-х к ним добавились более прочные каркасно-металлические конструкции КМ-500 с несколькими световыми окнами на скосах крыши и глухими боковинами, обычно служившие для развертывания полевых мастерских.

Шасси МАЗ-500АШ со стальным армейским кузовом КМ-500 с оснащением токарно-фрезерной мастерской. 1976 год (архив 21 НИИЦ)

Вторым важным военным направлением на базе 500-й серии были почти одинаковые простые автоцистерны АЦ-8-500/500A вместимостью 8000 литров горючего без собственного перекачивающего оборудования и системы управления заправкой.

Многоцелевая упрощенная автоцистерна АЦ-8-500 на шасси МАЗ-500А. 1977 год

В 60-е на тех же шасси выпускали аэродромные топливозаправщики ТЗА-500 со сварной эллиптической цистерной ёмкостью 7000 литров, центробежным насосом с приводом от трансмиссии шасси, задней кабиной управления и раздаточными рукавами. С 1972-го в производство пошёл модернизированный вариант ТЗА-500А с увеличенной до 7,5 тысяч литров горючего и более производительным насосом.

Аэродромный топливозаправщик ТЗА-500 на шасси МАЗ-500 с задней кабиной управления. 1969 годМодернизированный заправщик ТЗА-500А на базе МАЗ-500А при заправке самолета Як-40. 1972 год

Семейство МАЗ-5335/5334 (1977-1990 гг.)​

В третьем поколении военных МАЗов новым базовым грузовиком стал восьмитонный МАЗ-5335, отличавшийся лишь новой передней облицовкой и поступавший в армию в доработанном виде с металлической грузовой платформой, продольными боковыми скамейками в кузове и светомаскировочными фарами.

Армейский 180-сильный грузовик МАЗ-5335 в Музее военной автомобильной техники в Рязани

Многоцелевые шасси МАЗ-5334 служили основой предыдущих и новых версий фургонов и автоцистерн. На них по-прежнему устанавливали типовые кузова КМ-500 с повышенным расположением крыши, в которых размещалось оборудование различных полевых мастерских, включая мастерскую по изготовлению резинотехнических изделий.

Шасси МАЗ-5334 с кузовом КМ-500 для оснащения тяжёлой полевой мастерской. 1989 год (архив 21 НИИЦ)Токарная мастерская МРТИ-1 в кузове КМ-500 на шасси МАЗ-5334 и прицепом. 1989 год (архив 21 НИИЦ)

Армейские автоцистерны и топливозаправщики этого периода существенно не изменились, и только машина АЦ-8-5334 получила самовсасывающий центробежный насос. 

Заправочная автоцистерна АЦ-8-5334 двойного назначения на автомобиле-шасси МАЗ-5334. 1985 год

В 1988-м последней в этом ряду стала заправочная автоцистерна АЦ-9-5337 на новом шасси МАЗ-5337 вместимостью девять тысяч литров топлива для одновременной заправки двух потребителей.

На заглавной фотографии – аэродромный топливозаправщик ТЗА-500А на шасси автомобиля МАЗ-500А на фоне нового реактивного самолёта Ту-134А.

Двухтактный работяга. Часть 2 — журнал «АБС-авто»

Есть в нашей автомобильной истории страницы, за которые не стыдно. Речь в данном случае не о выдающихся конструкторских решениях – о другом. О разра­ботках, десятки лет честно служивших во всех отраслях огромной страны. К таковым относятся двухтактные дизели марки ЯАЗ.

Двигатели ЯАЗ имеют нагнетатели воздуха, которые состоят из пары роторов с тремя спиральными лопастями каждый. Благодаря этому обеспечивается непрерывная постоянная подача воздуха в распределительную камеру двигателя. В отличие от шестеренчатых масляных насосов двигателей, имеющих похожую кинематическую схему работы, лопасти нагнетателей при вращении роторов не касаются друг друга. А принципиальное отличие таких нагнетателей от турбонаддува, широко применяющегося ныне, заключается в том, что турбонаддув получает вращение от струи выхлопных газов в выпускном коллекторе. А нагнетатель имеет шестеренчатый привод от вала двигателя.

Четырехцилиндровые двухтактные «дизельмоторы» ЯАЗ в 1940–1950-х годах предназначались в первую очередь для двухосных грузовиков Ярославского и Минского автозаводов (уже упоминавшиеся модели ЯАЗ-200 и -205, а позднее МАЗ-200В, -200Г, -501, -502 и -502А) и для стационарной работы в насосных, компрессорных и электростанциях и других установках. Они имели рабочий объем 4,65 л (диаметр цилиндра 108 мм, ход поршня 127 мм) при степени сжатия 17 единиц. А мощность, в зависимости от их назначения и производительности насос-форсунок, составляла 60, 120 или 135 л. с. Различался и диапазон крутящего момента – от 47 до 51 кГ·м. Нам, например, известны восемь разновидностей (А, Б, В, ВКр, Г, Е, И, К) этих силовых установок.

Они многое видели, эти автомобили:
1) ЯАЗ-200 с двигателем ЯАЗ-204;2) МАЗ-205 с двигателем ЯАЗ-204;3) ЯАЗ-210Г с двигателем ЯАЗ-206

В самом конце 1940-х годов, а позднее и во второй половине 1950-х, на Ярославском автозаводе были разработаны два новых больших семейства тяжелых трехосных грузовиков. Бортовым машинам ЯАЗ-210 и -219, тягачам ЯАЗ-210Г, -210Д и -221, самосвалам ЯАЗ-210Е, -218 и -222, а также полноприводному армейскому вездеходу ЯАЗ-214 требовался двигатель мощнее. Таким мотором стал уже упоминавшийся 6-цилиндровый силовой агрегат ЯАЗ-М 206

Моторы моделей «204» и «206» были максимально унифицированы между собой, в том числе и по размерам поршневой группы. А еще два цилиндра повышали мощность до 180–210 л. с., и крутящий момент до 72–78 кГ·м. Двигатели ЯАЗ-М 206 устанавливались не только на всех 3-осных грузовиках Ярославского завода, вплоть до окончания их производства, но и на автомашинах КрАЗ до середины 1960-х годов. По нашим сведениям, было пять разновидностей (А, Б, В, Д, И) этих моторов.

Читатель может заметить, что почти все об этих моторах сказано в настоящем времени, хотя, например, советские автомашины с такими двигателями сняты с производства без малого 45 лет назад. Но этих силовых установок, видимо, было сделано достаточно большое количество, поскольку и ныне в интернете попадаются объявления о продаже новых моторов. А если так, то их время уходить в историю еще не пришло…

Мы с удивлением узнали из интернета (и в частности, из Википедии) о том, что существовали варианты двигателей ЯАЗ с возможностью реверсивной работы (вращения коленчатых валов в обе стороны). Мы не собирались выяснять, кто и когда впервые запустил во Всемирную паутину эту чушь, и тем более вступать с кем-то в полемику. Однако считаем своим долгом обратить внимание читателей на следующие очевидные факты, опровергающие информацию от подобных «знатоков».

МАЗ-200 с двигателем ЯАЗ-М 204, действующий экспонат музея «Мосгортранс»ЯАЗ-214 (впоследствии КрАЗ-214) с дизелем ЯАЗ-М 206, действующий экспонат музея «Мосгортранс»

Первое. Как уже было сказано, моторы ЯАЗ-М 204 и ЯАЗ-М 206 не имеют технической возможности для регулировки угла опережения впрыска топлива. И если у карбюраторного двигателя, даже при установке самого позднего зажигания, искра запальной свечи еще может зажечь горючую смесь вслед уходящему поршню, то при снижении давления в цилиндре дизеля воспламенение вообще маловероятно, а работа без большой потери мощности попросту невозможна.

Второе. Как быть с обратным вращением привода нагнетателя и направлением прохода воздуха через него?

Третье. Четырехполюсные электродвигатели последовательного возбуждения, каковыми являются автомобильные стартеры, имеют единственное, заданное конструктивно, направление вращения якорей. Независимо от изменения полярности их подключения к источникам тока. А потому задать обратное направление вращения вала дизеля при его запуске, при всем желании, технически невозможно. А для читателей, сомневающихся в только что сказанном об изменении полярности, мы располагаем еще одной весьма полезной информацией.

Схема уравновешивающих моментов двигателя ЯАЗ-М 204

Одни и те же стартеры типа СТ-26 устанавливались на двигателях ЯАЗ, судя по каталогам запасных частей, и в 1957, и в 1962 годах. А в 1960 году был введен новый общесоюзный стандарт на изменение полярности электрооборудования всех выпускаемых отечественных автомобилей. Раньше полярность была с «плюс» на «массу», а «минус» на потребители, а потом, с мая 1960 года, все стало с точностью до наоборот.

Четвертое. Как известно, каталоги запасных частей автомобилей или их двигателей содержат развернутые технические характеристики рассматриваемых изделий. Но ни в одном из имеющихся в нашем распоряжении трех каталогов по моторам (в том числе и в армейском, издательства Министерства обороны Союза ССР) не упоминается ни один вариант с возможностью реверсивной работы!

Автобус ЗИС-154 с дизелем ЯАЗ-204 и электромеханической трансмиссиейДизель-генераторная установка в задней части кузова

Если же «знатокам» не дает покоя тот факт, что двигателями ЯАЗ-М 204 оснащались автокраны К-51 на шасси грузовиков МАЗ-200, с механическим приводом поворота стрелы в обе стороны, то для того и существуют реверс-редукторы обратного хода. Но эти агрегаты относятся к трансмиссиям крановых установок, и составными частями автомобильных двигателей не являются. А автомобильный кран К-104, на шасси автомашины ЯАЗ (КрАЗ)-219, с мотором ЯАЗ-М 206, вообще имеет электрический привод поворота своего лафета.

Да, двухтактные дизели ЯАЗ уже давно не выпускаются. Но то, что они до сих пор стоят на различных армейских установках – факт известный…

  • Андрей Кузнецов

МАЗ 200 — первый большегрузный автомобиль в СССР

Великая история советского машиностроения может похвастаться уникальными изобретениями, среди которых и этот грузовой автомобиль. Результат непревзойденной силы мысли отечественных инженеров, он соединил в себе лучшие достижения зарубежного автопрома и оригинальные конструкторские находки наших механиков. Безусловно, речь идет о МАЗ 200. Пожалуй, только здесь могли сочетаться такие несочетаемые между собой вещи, как двигатель, собранный по образу и подобию американского GMC, и простая деревянная кабина, для экономии обитая железом.

 

Из истории создания легендарного автомобиля

 

Автоистория МАЗ 200 своими корнями уходит в 1943г. В самой середине войны очень остро встал вопрос о создании универсального грузового автомобиля с большой тяговой силой. Несмотря на то, что задание «сверху» было направлено в Ярославский автомобильный завод еще в самом начале февраля 1943г., по-настоящему к его выполнению приступили лишь спустя 1,5 года. Катализатором усилий механиков, инженеров и конструкторов стал ультиматум наркомиссара С.А. Акопова. Посетив завод с проверкой, тот обратил внимание, что проект «завис», и настоятельно советовал собрать прототип автомобиля к началу 1945г.


Проектный образец, с рабочим названием ОП 200, собирался практически вручную. Из-за того, что сроки поджимали, а материалов в разгар войны не хватало, жестянщики и фрезеровщики не могли использовать штампы, а потому вырезали оси и оперение автомобиля прямо на станках. Действующая в то время программа лендлиза, по которой на ЯАЗ поступало передовое зарубежное машиностроительное оборудование, чертежи, схемы и детали, значительно сэкономила время советским инженерам.


Не мудрствуя лукаво, они оснастили ОП 200 кабиной, по форме повторявшей грузовой американский «MACK L» 1940г. выпуска, двигателем, точной копией мотора «4-71» производства Дженерал Моторс, а также тяжелыми дисковыми колесами, скопированными у Мерседес «L4500». Пять месяцев непрерывной работы, и в конце декабря 1944г. автомобиль был готов. Успешно пройдя заводские испытания, еще через полгода он был представлен на суд советского правительства, но уже под маркой ЯАЗ 200.

 

 

Управляемость, отличные динамические показатели и равномерность хода – именно эти качества особенно подчеркивались во время испытаний. Конструкция ЯАЗ 200 была утверждена, а Ярославский завод получил госзаказ на выпуск 25 тысяч автомобилей и 40 тысяч оригинальных двигателей, коробок передач и сцеплений. В это же время ЯАЗ 200 стал базой для производства самосвалов 205 модели на Минском автомобильном заводе.


Однако как оказалось, истощенному после войны Советскому Союзу было не справиться с подобными объемами, и в первые 5 лет план по производству грузовиков выполнялся только на 50-70%. Остро стоял вопрос по поводу нехватки стальных листов для облицовки кабины, а потому вскоре в базовую конструкцию были внесены изменения. Стальную кабину заменили деревянной, обитой тонкими листами железа. Впоследствии эта «техническая» доработка положила начало множеству других конструкторских решений. Так из-за отсутствия обогревателя некоторые умельцы в прямом смысле прорубали в кабине дырку, чтобы тепло от двигателя согревало их в мороз. ЯАЗ, а в последствие МАЗ 200, пожалуй, самый «дорабатываемый» грузовик в советской истории.


Ярославский автомобильный завод продолжал серийный выпуск 200-ой модели вплоть до 1952 года, пока, наконец, не стало понятно, что завод не может поддерживать необходимые объемы производства. В связи с этим вся проектная документация, чертежи и наработки были переданы более производительному на тот момент Минскому автозаводу. Удивительно, но несмотря на вклад Ярославского завода, именно под знаменем МАЗ, 200-ая модель получила наибольшую известность, как в России, так и за рубежом.

 

Обзор основных технических характеристик грузовика

 


Каковы же были технические характеристики МАЗ 200? Кабина МАЗ 200 была рассчитана на трех пассажиров, кресло водителя регулировалось. Естественная вентиляция кабины из-за ее деревянной конструкции, практически отсутствовала, что создавало трудности не только в сильный мороз, но и в жару. Именно для этих целей ветровые окошки снабжались откидным механизмом, что тем не менее мало влияло на ситуацию, поэтому в последствии от этой системы быстро отказались. Говоря об электрооборудовании, в 200 модели впервые был установлен отдельный тахометр. Кроме того, на панели приборов располагался воздушный манометр и амперметр.

 

 

 

Напряжение 12 В для электрооборудования поддерживалось 2-мя аккумуляторами, 250 Вт генератором и стартером мощностью 7,5 л.с. Освещение дороги осуществлялось двумя передними фарами с подфарниками и одним 2-х секционным заднерасположенным фонарем. Переключение света фар осуществлялось ножной педалью. В последствие уже на Минском заводе автомобиль был оснащен указателями поворота, которые были объединены с передними подфарниками.


Как уже говорилось ранее, первый двигатель 200 модели, грузовиков МАЗ, был спроектирован на Ярославском заводе по американскому образцу 30-х годов. Это был 2-х тактный и 4-х цилиндровый дизельный мотор ЯАЗ-204 жидкостного охлаждения мощностью 110 л.с. при 2000 оборотах коленвала в минуту. Вместо ТНВД на данному двигателе устанавливались 4 форсунки. Позднее 200-й грузовик оснащался сначала усовершенствованным ярославским двигателем 204А (120 л.с.), потом – 206-м (165 л.с.), а уже в начале 60-х годов новым ЯМЗ 236 (180 л.с.).

 

 

Механический пятиступенчатый привод автомобиля оснащался сцеплением «сухого» типа, состоящего из ведомого диска диаметров 35,2 см., центральной конической пружины и двухпружинного гасителя крутильных колебаний. Главная передача имела две ступени: 2 цилиндрические прямозубные шестерни и 2 конические шестерни со спиралевидными зубьями. Общее передаточное число главной передачи составило 8,21. Первоначально грузовик снабжался пневматическими колодочными тормозами и центральным барабанным стояночным тормозом, однако позднее стояночный тормоз был заменен на ручной ленточного типа.


Размер колесной базы 4х2 составлял 4,52 м. Подвеска МАЗ 200 полуэллиптическая с двумя парами передних и задних рессор. Сзади подвеска оснащалась подрессорниками. Размеры и конструкция колес были полностью заимствованы у немецких автомобилей, хотя в первые годы выпуска из-за нехватки оригинальных шин большого размера, они успешно заменялись на троллейбусные покрышки.


Автомобиль МАЗ 200 активно эксплуатировался вплоть до конца 70-х, начала 80-х годов XX века. Количество выпущенных экземпляров составило порядка 230 тысяч.

 

Фото грузовиков МАЗ 200

 

 

 

 

 

 

В 1962 году машина получила новый 4-х тактный 6-ти цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236 мощностью 165 лошадиных сил с повышенной экономичностью. Соответственно этому изменились и обозначения моделей: так, бортовой грузовик стал называться МАЗ-200П, а седельный тягач – МАЗ-200М. Ещё один седельный тягач того периода – МАЗ-200Р имел гидро-аппаратуру для управления опрокидыванием кузова самосвального полуприцепа МАЗ-5232В. Автомобили МАЗ-200 эксплуатировались практически во всех уголках СССР и в странах третьего мира. В частности основное списание машин в СССР произошло в середине и в конце 70-х, однако отдельные автохозяйства эксплуатировали проводя не один капитальный ремонт МАЗ-200 и в 80-х.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью:
Поделитесь с друзьями!

200 — характеристики, модификации, фото, видео, обзор

История первого в истории Минска грузовика, с которого началась история одного из самых популярных производителей. Описание технических характеристик, внешнего вида и других особенностей седельного тягача. Практичность и универсальность базового шасси у прародителя — МАЗ-200. И, конечно же, описание модификаций модели. Весь модельный ряд — МАЗ.

История автомобиля

В период послевоенного восстановления автомобили МАЗ сыграли значительную роль и были ведущими производителями.Кроме того, Совет Министров решил способствовать развитию отечественного автомобилестроения. В итоге модель МАЗ-200 была спроектирована в 1945 году в Ярославле, и только после испытаний и экспериментов машина отправилась на конвейер в Республике Беларусь. Грузовик «Семитон» стал по тем временам одним из самых мощных агрегатов серийного производства.

Кстати, Минский завод тоже строился для расширения производства автомобилей. В течение следующих нескольких лет Ярославский и Минский заводы сотрудничали, производя похожее оборудование, которое отличалось лишь небольшими деталями.

Примеры: ЯАЗ-205 и МАЗ-205. Ярославль и ряд других городов также поставляли комплектующие для автомобилей. Позже МАЗ стал не отставать от ЗИЛа и успешно пошел в производство, выполнив поставленные задачи. МАЗ-200 выпускался до 1965 года.

За двадцать лет было выпущено более 230 тысяч единиц, которые вошли в состав различных предприятий. Небольшая часть смогла прослужить до восьмидесятых годов с должным вниманием. Но с учетом прогресса и промышленного роста конкуренция моделей также росла. В связи с этим в наши дни первый МАЗ даже в автомобильных коллекциях встречается крайне редко.

Технические характеристики

При производстве модели «200» они начали вводить новшества в советской автомобильной промышленности. Таким образом, уже в сороковые годы на КПП были установлены синхронизаторы. Этот элемент, как уже известно, обеспечивал более плавное переключение между ступенями. На приборной панели появился еще более редкий элемент — тахометр. В те времена этот датчик был большой редкостью.

Двигатель и кабина

Изначально двигатель на МАЗ-200 был похож на один из американских, но позже в Ярославле была разработана его собственная версия, ЯАЗ-204 (позже 200).После того, как разработчики убедились в стабильно высоких результатах машины, было решено доработать модель для использования в военных целях. В процессе трансформации двигатель стал мощнее, теперь 120 лошадей, высокие борта грузового кузова, откидные скамейки и направляющие для тента. К его функциональности добавлена ​​лебедка на корме машины. Благодаря ему трактор мог тянуть груз весом до десяти тонн.

Но базовая версия не перестала развиваться.Спустя несколько лет кабина была усовершенствована. Поскольку процесс ковки только развивался, изготовление рубки из дерева было довольно долгим и трудоемким процессом. Впоследствии кабина была сделана из отдельных элементов, как и сейчас.

Тормозная система

Пневматическая система, работающая от ресивера и компрессора из моторного отсека. Часто выходили из строя тормоза, при этом вероятность аварии составляла почти 100% (машина почти полностью выходила из-под контроля).В связи с этим были переработаны тормоза.

Ручной тормоз удерживал маховик коленчатого вала с помощью «башмаков». Его часто называли «аварийным» и регулировали рычагом справа от руля. Все четыре колеса оснащались барабанными тормозами с возможностью регулировки колодок.

Каретка и рулевое управление

Тип рулевого управления — червячное. Передаточное число 21,5. Подвеска комплектуется рессорами, дополненными амортизаторами (сзади), задняя часть была аналогичной, но дополнена усиленной дублером.

Доработки и модификации

Технологии развивались стремительно, и разработчики МАЗ-200 старались не отставать. Таким образом, на протяжении всего производства происходили различные дополнения и модификации. В последних версиях фары были комбинацией габаритов и повторителей поворотной платформы. Лобовое стекло стало сплошным, а функция открывания была отменена.

Доработаны проблемные тормоза, стояночный механизм стал коническим. Поменяли расположение батареек.Появились новый генератор типа Г-25Б и стартер СТ-26, работающий на высоких оборотах. Все электрики переоборудовали на 24 вольта вместо 12 вольт.

В 1962 году Ярославский машиностроительный завод разработал четырехтактную V-образную шестерку под маркой ЯМЗ-236. Лошадей было под капотом 165. Этого двигателя почти не было на МАЗ-200, так как выпускалась более новая модель МАЗ-500. Двести модификаций получили дополнительные обозначения: базовая — МАЗ-200П, а базовый бортовой тягач МАЗ-200М получил название МАЗ-200П, седельный тягач производился под наименованием МАЗ-200М.Также появился

МАЗ-200П. Он имел гидравлическое управление опрокидыванием, что делало его самосвалом. Любой трактор способен двигаться с полной нагрузкой по проселочной дороге со скоростью 45 км / ч. Самой частой модификацией был МАЗ-205, так как самосвалы этого типа по-прежнему востребованы.

Учитывая популярность модели в годы выпуска, шасси МАЗ-200 стали оснащаться другими агрегатами. Таким образом, МАЗ-200Д превратился в автоцистерну; МАЗ-200-ТЗ был топливозаправщиком; модель АС-525 также была основана на «двухсотой» и служила молоковозом; базовое шасси также использовалось как ПМ-9 для полива и мойки; шасси автомобиля стало базой даже для автокранов К-51, К-52, К-53; контейнеровоз АПК-6.

Также существовала пожарная машина модификации МАЗ-200. Модель имела водометы и модульные лестницы, которые удлинялись. Длина лестницы составила 32 метра. В основном машина использовалась для тушения пожаров, но в некоторых случаях использовалась и в строительных целях.

Малосерийно выпускалась модель «200» с холодильными установками ЧАР-1-200, а в качестве лесовоза на этой же базе выпускался МАЗ-501.

Видно, что работа Ярославского и Минского автозаводов родила автомобиль, что позволило улучшить процесс работы во многих структурах страны.И конструкторские бюро до сих пор не останавливаются на разработке последних обновлений для выполнения все более сложных задач.

Габариты автомобиля
Длина 7620 мм
Ширина 2650 мм
Высокий- 2430 мм
Колесная база 4520 мм
Дорожный просвет 290 мм
Передний упор 1950 мм
Задний упор 1920 мм
Tara 6560 кг
Максимальный брутто 14500 кг

Может Можно сделать вывод, что МАЗ-200 сыграл значительную роль в развитии советских республик. Сейчас дети и правнуки этой модели продолжают работать на сотнях и тысячах предприятий на всем постсоветском пространстве и не только.

Советуем прочитать статью: МАЗ — история Минского автозавода

Фото МАЗ-200

Drive Test

Видеообзор

Amazon.com: МАЗ-200 Грузовик-платформа Советская литая коллекционная модель автомобиля 1951 года в масштабе 1/43: игрушки и игры

МАЗ-ЯАЗ-200 — советский грузовик производства Минского автомобильного завода.Опытные образцы создавались в 1944-1945 годах на Ярославском автомобильном заводе (ЯАЗ-200). С 1947 года на МАЗе, а 10 февраля 1951 года, после пуска второй очереди завода, началось серийное производство. Всего было выпущено 230 000 экземпляров всех модификаций. Интерьер кабины автомобиля МАЗ-200 МАЗ-200 отличается от оригинальной модели ЯАЗ-200 решеткой радиатора (на ЯАЗе — горизонтальными планками, на МАЗе — вертикальными планками) и другой эмблемой («зубр» вместо «Медведь»), причем медведь ЯАЗовский разместился на капоте, а МАЗ-зубр в виде штамповок — на боковинах капота.На самых первых демонстрационных моделях МАЗ-200 эмблема в виде зубра также размещалась на капоте. На МАЗ-200 впервые в СССР были применены синхронизаторы всех передних передач, высшей разгонной передачи, насос-форсунок, тахометра. В целях упрощения и удешевления конструкции, а также из-за дефицита тонкокатаного стального листа на даче кабина автомобиля была выполнена на деревянном каркасе с деревянной обшивкой («вагонкой»), а поверх это — листы черной жести, окрашенные в защитный цвет (поставлялись на экспорт, автомобили были окрашены в синий цвет).Изначально МАЗ-200 оснащался двигателем ЯАЗ-204, аналогом двигателя от американского трактора, мощностью 110 л. из. Позже, после модернизации, его мощность увеличилась до 120 л. из. В первый год выпуска на МАЗе была разработана армейская модификация грузовика 4х2, имевшая кузов с высокими бортами, надставки по бокам, складные скамейки для перевозки людей, съемные арки для установки тента. Автомобиль имел задний мост с увеличенным передаточным числом, а его максимальная скорость составляла 52 км / ч.В следующем году седельный тягач МАЗ-200В, предназначенный для буксировки полуприцепов (также производства МАЗ), пошел в серию на дорогах с улучшенным покрытием. Это было оборудовано

МАЗ-200, Garbuz Models 72-01 (2020)

Garbuz Models | № 72-01 | 1:72

Факты

Бренд: Garbuz Models
Название: МАЗ-200
Номер: 72-01
Масштаб: 1:72
Тип: Полный комплект
Выпущено: 2020 | Первый выпуск — новый инструмент
Штрих-код: 4589913359154 (EAN)
Упаковка: Жесткий ящик (верхний открыватель)
Тема: МАЗ-200 »Грузовики (автомобили)

Маркировка

МАЗ-200
Частный
  • Экспортный вариант
    Голубой
  • МН 46-03
    Темно-зеленый
  • Б2-03-02
    Темно-зеленый

Содержимое коробки

Пластиковый литник (белый), Пластиковый литник (прозрачный), пластиковый литник (белый), декаль (водная горка) (черно-белый), инструкции (бумажный) (разноцветный)

Что в коробке »

Размеры:
250x150x40 мм
(9. 8×5,9×1,6 дюйма)

Вес:
120 г (0,26 фунта)

Срок изготовления

Новый инструмент

Новые детали

Инструкции

Скачать 785Kb (.pdf)

Marketplace

Альтернативные артикулы для моделей Garbuz 72-01 :
GM 72-01

Примечание. Цены и наличие являются ориентировочными. Также проверьте, действительно ли товар соответствует!

Встроенные обзоры

Внешние обзоры

Реклама

Обзор
Henk of Holland

Обзор Канал: Чешуйчатый хомяк

Тайник

Список желаний (5 товарищей)

43

43

43

)

Запущено (0 товарищей)

Завершено (0x)

Управляйте своим тайником »

Сопутствующие товары

Нет сопутствующих товаров, охватывающих« МАЗ-200 »в 1:72.

Лента новостей

Лента новостей не содержит никаких элементов.

Подробнее о грузовом автомобиле МАЗ-200

Страница МАЗ-200 содержит всю сопутствующую продукцию, статьи, книги, схемы и проекты моделирования в пластмассовом масштабе, посвященные этому автомобилю.

Эта тема относится к категории: Транспортные средства »Грузовые автомобили» МАЗ-200

1: 120 ТТ МАЗ 200 грузовая платформа, комплект для малых партий | Интернет-магазин хобби моделей железных дорог, литье под давлением, модельные наборы

ИНФОРМАЦИЯ
Отгрузка и доставка

Мы отправляем по всему миру, включая Европу, США, Азию и Австралию.Все пакеты отправляются первоклассной авиапочтой и информацией об отслеживании.

Стоимость доставки для всех товаров зависит от веса товара, адреса доставки и предлагаемых цен услуг доставки.

евро

// Зона 1 Зона 2 Зона 3 World w.
0,0 — 0,5 кг 7.75 евро 7,75 евро 8,75 евро 9,75 евро
0,5 — 1,0 кг 10,20 евро 10,20 евро 11,70 евро 13,90 евро
1,0 — 2,0 кг 15,50 евро 15,50 евро 19.90 евро 22,00
2,0 — 3,0 кг 23,45 евро 25,25 евро 30,35 евро 34,75 евро
3,0 — 4,0 кг 26,15 евро 29,90 евро 36,10 евро 43,70 евро
4.0 — 5,0 кг 26,80 евро 32,50 евро 39,75 евро 50,60 евро

Зона 1: Германия, Польша, Чехия, Швеция, Нидерланды

Зона 2: Австрия, Франция, Бельгия, Дания, Финляндия, Венгрия, Украина, Беларусь, Израиль, Португалия, Румыния, Испания и т. Д.

Зона 3: Италия, Великобритания, Россия, Норвегия, Швейцария, Канада, Япония, Китай и т. Д.

по всему миру:


Способы оплаты

Мы с радостью принимаем следующие способы оплаты:

  • Банковский перевод SEPA (ЕС) с IBAN
  • Paypal — www.paypal.com
  • Кредитная карта

МАЗ 200 | Василе | Flickr

новое сообщение icnflickr-free-ic3d pan white

  • Проводить исследования

    • Свежие фото
    • В тренде
    • События
    • Общество
    • Flickr Галереи
    • Карта мира
    • Поиск камеры
    • Блог Flickr
  • Печать

    • Принты и настенное искусство

    • Фотокниги

  • Получить Pro
    • Авторизоваться
    • Зарегистрироваться
    • Авторизоваться

    • Проводить исследования

    • В тренде
    • События
    • Общество
    • Flickr Галереи
    • Блог Flickr
    • Принты и настенное искусство

    • Фотокниги

    • Получить Pro

    О
    Вакансии
    Блог
    Разработчики
    Методические рекомендации
    Помощь
    Справочный форум
    Конфиденциальность
    Условия
    Печенье

    английский

    Вернуться к фотопотоку

    Василе
    Автор: Василе

    Сделанный

    4 059
    взгляды

    4

    любимые

    1
    комментарий

    Снято 24 июня 2008 г.


    Некоторые права защищены.

    • Около
    • Вакансий
    • Блог
    • Разработчики
    • Руководящие принципы
    • Конфиденциальность
    • Условия
    • Справка
    • Сообщить о нарушении
    • Справочный форум
    • английский

    • SmugMug + Flickr.

    • Конфиденциальность
    • Условия
    • Файлы cookie

    SmugMug + Flickr.

    Объединяя людей через фотографию.

    • Около
    • Вакансий
    • Блог
    • Разработчики
    • Руководящие принципы
    • Сообщить о нарушении
    • Конфиденциальность
    • Условия
    • Справочный форум
    • английский

    • Конфиденциальность
    • Условия
    • Файлы cookie
    • Справка

    SmugMug + Flickr. Объединяя людей через фотографию.

    Что это такое МАЗ-200. Энциклопедия

    Пользователи также искали:

    цена маз 543,

    масса МАЗ 543,

    маз шторм т2310,

    Минск,

    автомобили,

    растения

    автомобиль

    растение,

    гроза,

    авто,

    автомобильный завод,

    масса,

    фабрика,

    цена,

    минский автозавод,

    интерьер

    минск авто,

    грузовик,

    ракета

    компании

    автомобильная промышленность

    автомобили,

    ракетный грузовик,

    транспортное средство,

    шторм т

    Минский автомобильный завод,

    легковые автомобили,

    Компания,

    автомобильный завод,

    мотор

    Минский автомобильный завод,

    салон маз

    масса маз,

    МАЗ 200 данные.Исходный .344 × 2,964 пикселя, размер: 1,42 МБ, MIME-тип: изображение jpeg. Информация о файле. Структурированные данные. Подписи Править. Английский. Добавьте одну строку. .. Автокран К 51 МАЗ 200, 1951 AVD Models 1164 HobbyTerra. Оригинал .071 × 1.600 пикселей, размер: 295 КБ, MIME-тип: изображение jpeg. Информация о файле. Структурированные данные. Подписи Править. Английский. Добавьте объяснение в одну строку. .. Файл: МАЗ 200.jpg media Commons. 14 июля 2017 г. Автокран К 51 МАЗ 200, 1951 г. от AVD Models No. 1164 Доступные цены Программа лояльности ☛ Купить сейчас !… МАЗ 200 в фильмах и сериалах. 7 июня 2019 г. Оригинал 0,787 × 0,466 пикселей, размер: 1,67 МБ, MIME-тип: изображение jpeg. Информация о файле. Структурированные данные. .. RTS 2015. СССР МАЗ 200 3D модель от mrsanya333. Вы здесь: Главная Грузовики Спецтехника. Автокран К 51 МАЗ 200 с функцией зеленый Zoom. .. Маз 200 серии Truck v10.12.17 MudRunner SnowRunner. Тип грузовика белорусского завода МАЗ, наиболее распространенный в 1950-е годы .. .. Файл: АКДС 70 на базе МАЗ 200.jpg media Commons. Дизель из передвижной выставки музея Мосгортранс.Вся техника исправна и в движении .. .. МАЗ 200 Огнестрельное оружиеЦентральный фэндом. МАЗ — советский грузовой автомобиль МАЗ 1950-1960-х годов. Изначально выпускался ЯМЗ как ЯАЗ 200 с 1947 по 1950 год .. .. МАЗ 200 БАДАСС, Андрей Ткаченко ArtStation. Уже в первый год производства на МАЗе была разработана армейская модификация грузовика 4х2, имевшая высокий кузов, надставки в стороны, складывающиеся. Мастерская Steam МАЗ 200 Серии.МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ ТЗ 200 Армия 1:43 Старт SSM i ПРОДАЖА Масштабные модели .. .. Файл: 500 и МАЗ 200 Белагро 2019 01.jpg media. МАЗ 200 в Выгодном Контракте, 1980 .. .. Модель комплекта 1:43 МАЗ Танкер Т3 200 eBay. 12 сен, 2017 Низкополигональная единица для. RTS 2015. СССР МАЗ 200 3D модель от @ mrsanya333. .. Автокран К 51 МАЗ 200 с функцией зеленый Спец. 6 июня 1987 г. Оригинал 3.000 × 2.013 пикселей, размер: 1,73 МБ, MIME-тип: изображение jpeg. Информация о файле. Структурированные данные. .. МАЗ Советский Автоцистерна АЦ 8 200 СССР 1951 год 1 43.11 декабря 2017 г., версия 10.12.17. Друзья! Рад представить пакет грузовиков МАЗ 200 для Spintires: Mudrunner. В этой версии все. .. Файл: МАЗ-200 в Абердине. Пробные СМИ. МАЗ 200 БАДАСС. иллюстрация. Размещено 5 лет назад. 316 «Нравится» 14.201 Просмотры 2 Комментарии. Приколи это. Твитнуть. Доля. .. МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ ТЗ 200 Army 1:43 Старт Масштабные модели SSM. Комплект модели 1:43 МАЗ 200 на борт. 26,39 долларов США. 29,99 долларов США. $ 9.95 Доставка. WINROSS TRIMAC CHROME TANKER SLEEPER TAND, W ПЛАСТИКОВАЯ ЛЕСТНИЦА DD962 .. .. МАЗ 200 1947 г. Дизельный автомобиль с передвижной выставки Му… Flickr.10 дек 2017 Друзья мои, дарю вам легендарную серию МАЗ 200, в том числе первый серийный советский лесовоз, один из грузовиков.

    Spintires: МАЗ 200 СЕРИЯ [ОБНОВЛЕНИЕ] 29.11.17

    Рад представить обновление автопарка МАЗ-200. Однако это обновление можно назвать весьма условным. На самом деле это — практически с нуля созданная пачка.Модели имеют совершенно другой уровень проработки (как 3D-модели, так и сами текстуры) за счет использования оригинальных чертежей, огромного количества фотоматериалов, технических описаний и т. Д. В упаковке заметно увеличено количество грузовиков.

    Добавлено 3 машины. Добавлены аддоны, полностью перенастроен режим. Объем архива очень значителен, т.к. в моде используется большое количество текстур высокого разрешения. Возможна просадка FPS на слабых ПК, особенно когда таких машин больше 3-4 рядом.Через некоторое время мод будет перенесен на новую версию игры с соответствующими модификациями.

    Этот мод охватывает практически всю серию МАЗ-200, созданную на Минском автомобильном заводе. Эта упаковка — дань уважения этому легендарному заводу, история которого, можно сказать, началась с производства этой серии грузовиков.

    Пак включает в себя основные модификации серии:

    МАЗ-205 — самосвал с задней разгрузкой грузоподъемностью 6 тонн. Первый грузовик, выпускаемый заводом МАЗ под собственной маркой.Автомобиль доступен сразу с установленным самосвальным кузовом и имеет только одну надстройку — прицеп на раме МАЗ-205 с аналогичным кузовом. Самосвал имеет более короткую базу, чем базовое шасси МАЗ-200. Колесная формула: 4 × 2.

    МАЗ-200-К61 — автокран на шасси МАЗ-200 грузоподъемностью 6т, имеющий механический привод. Кран также доступен в собранном виде и не имеет надстроек. Кран имеет рабочий крюк и позволяет поднимать грузы до 5-6 тонн с минимальным вылетом стрелы и максимум около 2 тонн.Для удобства использования на стреле установлен индикатор нагрузки, аналогичный таковому на реальных моделях K51 / 61. Колесная формула: 4 × 2.

    МАЗ-200 / 200В — базовое шасси / модификация 200б (тягач) с большим количеством надстроек (бортовая платформа, тент, автоцистерна, сцепка + полуприцепы МАЗ-5215б и МАЗ-5232 и вспомогательные надстройки (дополнительный бак, запасной для кабины). формула: 4х2.

    МАЗ-501 — лесовоз повышенной проходимости. Первый грузовик, полностью разработанный на заводе МАЗ, рассчитанный на работу в сложных дорожных условиях.Основа парка лесозаготовительных предприятий послевоенного СССР. Грузовик имеет уникальную конструкцию привода на переднюю ось, которая имеет очень маленький «вылет» редуктора и отличный дорожный просвет. Грузовик имеет лесозаготовительную площадку с двумя типами растворения: короткую и длинную (управляемую тросовой системой) и ряд дополнительных надстроек (доска для коротких бревен, доска с горючим и ремонтом, запчасти, дополнительный бак). Колесная формула: 4х4

    МАЗ-502 — военный вариант версии МАЗ-501, имеющий слегка форсированный двигатель и собственный набор надстроек (навес, борт, сцепка + часть полуприцепов МАЗ-5215б, цистерна-цистерна, запасное колесо и ремонтный комплект). части).Грузовик имеет одноколейную резину увеличенного радиуса на обеих осях. Колесная формула: 4х4.

    Модели МАЗ-205 и К-61 были задуманы под различные сюжетные карты, и их прямая функциональность в игре очень ограничена. Кран требует кропотливой работы, т.к. может улететь в небо. Совет — не используйте слишком короткое (менее 0,5 метра) хвостовое оперение лебедки и не пытайтесь поднимать (отрывать от земли) грузы более 6 тонн.

    Кратко:

    В паке 5 машин, 24 оригинальных надстройки + набор своих грузов.Звук записан от реального двигателя ЯАЗ-204А (модификация под МАЗ-502).

    За 3D модель панелиста НАМИ-790 спасибо Dimcore. За вдохновение для создания этого пакета спасибо команде JSM. И огромное спасибо всем, кто проявил интерес к этой работе, помог советами и критикой.

    Мод залит в виде архива от VS. Позже, возможно, выложу исправленный файл strings.xml с пропиской нормальных имён аддонов.

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *